Образование
Информация об образовательной деятельности в МДОУ "Детский сад № 108"
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 - ФЗ «Об образовании в РФ»,
- Приказ МО РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»,
- ФГОС дошкольного образования (от 17.10.2013 г. № 1155)Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 29.09.13г.,
- Приказ от 24 ноября 2022 г. N 1022 Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении Федеральной Адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»,
- Приказ от 25 ноября 2022 г. N 1028 Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении Федеральной образовательной программы дошкольного образования»,
- Федеральная образовательная программа дошкольного образования - ФОП ДО (приказ от 25.11.2022г. № 1028),
- Постановление от 28 января 2021 года N 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,
- Приказ Министерства Просвещения РФ от 31 июля 2020 года N 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»,
- Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544 "Об утверждении проф.стандарта «Педагог» Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 № 30550.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Петрозаводского городского округа «Детский сад компенсирующего вида № 108 «Снежинка» функционирует на основании Устава, утвержденного постановлением Главы Петрозаводского городского округа от 27.03.2015 г. № 1460 и Лицензии на право ведения образовательной деятельности № 2405 от 09.02.2015 г.
Дошкольное образовательное учреждение работает по «Адаптированной основной общеобразовательной программе дошкольного образования» (далее Программа).
Данная «Адаптированная основная общеобразовательная программа дошкольного образования» (далее Программа) рассматривается как нормативно-управленческий документ, разработанный в соответствии с нормативными документами: Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 - ФЗ «Об образовании в РФ», Приказом МО РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», ФГОС дошкольного образования (от 17.10.2013 г. № 1155)- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования от 29.09.13г., Приказом от 24 ноября 2022 г. N 1022 Министерства просвещения Российской Федерации « Об утверждении Федеральной Адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Приказом от 25 ноября 2022 г. N 1028 Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении Федеральной образовательной программы дошкольного образования», - Федеральной образовательной программой дошкольного образования - ФОП ДО (приказ от 25.11.2022г. № 1028), - Постановление от 28 января 2021 года N 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», - Приказом Министерства Просвещения РФ от 31 июля 2020 года N 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования».
Программа спроектирована в соответствии с ФАОП ДО, ФООП ДО, с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона и муниципалитета, образовательных потребностей и запросов воспитанников. Определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени дошкольного образования.
Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его разностороннее развитие, социальную адаптации и интеграцию в общество, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и качеств воспитанников. В программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современной научной «Концепции дошкольного воспитания», о признании самоценности дошкольного периода детства.
Программа содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, способствует реализации прав детей дошкольного возраста на получение доступного и качественного образования, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Программа определяет базовое содержание образовательных областей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся в различных видах деятельности, таких как: - Предметная деятельность, - Игровая (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и другие виды игры), - Коммуникативная (общение и взаимодействие с педагогическим работником и другими детьми), - Познавательно-исследовательская (исследование и познание природного и социального миров в процессе наблюдения и взаимодействия с ними), а также такими видами активности ребенка, как: восприятие художественной литературы и фольклора; самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице); конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал; изобразительная (рисование, лепка, аппликация); музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах); двигательная (овладение основными движениями) форма активности ребенка.
Программа учитывает особые образовательные потребности обучающихся раннего и дошкольного возраста с ОВЗ, удовлетворение которых открывает возможность общего образования.
Программа содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, способствует реализации прав обучающихся дошкольного возраста на получение доступного и качественного образования, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
В связи с тем, что наше дошкольное образовательное учреждение посещают воспитанники с ограниченными возможностями здоровья ведущей целью программы является – обеспечение условий для дошкольного образования, определяемых общими и особыми потребностями обучающегося раннего и дошкольного возраста с ОВЗ, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья, а также разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
Реализовать данную цель возможно при решении следующих задач:
- коррекция недостатков психофизического развития обучающихся с ОВЗ;
- охрана и укрепление физического и психического здоровья обучающихся с ОВЗ, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с ОВЗ в период дошкольного образования независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;
- создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка с ОВЗ как субъекта отношений с педагогическим работником, родителями (законными представителями), другими детьми;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирование общей культуры личности обучающихся с ОВЗ, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
- формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и индивидуальным особенностям развития обучающихся с ОВЗ;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки родителей (законных представителей) и повышение их компетентности в вопросах развития, образования, реабилитации (абилитации), охраны и укрепления здоровья, обучающихся с ОВЗ;
- обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного и начального общего образования;
а также:
- обеспечение единых для Российской Федерации содержания дошкольного образования и планируемых результатов освоения образовательной программы дошкольного образования;
- приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа - жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России; создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей;
- построение (структурирование) содержания образовательной деятельности на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей развития;
- создание условий для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учетом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребенка, его инициативности, самостоятельности и ответственности;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности;
- достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.
Программа охватывает три возрастных периода физического и психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ): младший дошкольный возраст – от 2 до 4 лет (первая и вторая младшие группы), средний дошкольный возраст – от 4 до 5 лет (средняя группа), старший дошкольный возраст – от 5 до 7 лет (старшая и подготовительная группы).
Возрастные особенности детей значимые для реализации Программы обозначены в разделе Программы «Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста (возрастные и индивидуальные особенности воспитанников образовательного учреждения)».
В связи с тем, что дошкольное образовательное учреждение посещают воспитанники с ОВЗ в Программе раскрываются индивидуальные особенности детей, которые учитываются при построении педагогического процесса. В программе раскрываются особенности детей различных нозологических групп:
- Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие, КИ);
- Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
- Дети с нарушением речи (ТНР, ТМНР);
- Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
- Дети с умственной отсталостью;
- Дети с задержкой психического развития;
- Дети с РАС.
- Дети с синдромом Дауна.
Вследствие неоднородности состава детей диапазон различий в требуемом уровне и содержании их дошкольного образования предполагает их образовательную дифференциацию.
Многолетняя практика работы нашего учреждения с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья, способствовала тому, что в детском саду реализуется система комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения ребенка. Под сопровождением мы понимаем создание оптимальных условий для полноценного личностного развития каждого воспитанника. Мы выявляем характерные трудности ребенка, его актуальные возможности, определяем первичность и вторичность нарушений, их причинную обусловленность, сформированные компенсаторные моменты развития, прогнозируем варианты развития потенциальных возможностей, разрабатываем индивидуальный образовательный маршрут развития.
Программа реализуется во взаимодействии с семьями воспитанников, строящемся на основе доверия, диалога, партнерства. Одним из важных направлений работы учреждения является создание единого образовательного пространства «детский сад-семья». Детский сад и семья являются первыми социальными институтами, в которых закладываются социальные умения и навыки, необходимые для успешной адаптации воспитанника в обществе.
Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей.
Главными целями взаимодействия педагогического коллектива ДОО с семьями обучающихся дошкольного возраста являются:
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов;
- обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОО и семьи; повышение воспитательного потенциала семьи.
Достижение этих целей должно осуществляться через решение основных задач:
1) информирование родителей (законных представителей) и общественности относительно целей ДО, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, о мерах господдержки семьям, имеющим детей дошкольного возраста, а также об образовательной программе, реализуемой в ДОО;
2) просвещение родителей (законных представителей), повышение их правовой, психолого-педагогической компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья, развития и образования детей;
3) способствование развитию ответственного и осознанного родительства как базовой основы благополучия семьи;
4) построение взаимодействия в форме сотрудничества и установления партнерских отношений с родителями (законными представителями) детей младенческого, раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач;
5) вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс.
При построении взаимодействия с родителями (законными представителями) мы придерживаемся следующих принципов:
1) приоритет семьи в воспитании, обучении и развитии ребенка: в соответствии с Законом об образовании у родителей (законных представителей) обучающихся не только есть преимущественное право на обучение и воспитание детей, но именно они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка;
2) открытость: для родителей (законных представителей) должна быть доступна актуальная информация об особенностях пребывания ребенка в группе; каждому из родителей (законных представителей) должен быть предоставлен свободный доступ в ДОО; между педагогами и родителями (законными представителями) необходим обмен информацией об особенностях развития ребенка в ДОО и семье;
3) взаимное доверие, уважение и доброжелательность во взаимоотношениях педагогов и родителей (законных представителей): при взаимодействии педагогу необходимо придерживаться этики и культурных правил общения, проявлять позитивный настрой на общение и сотрудничество с родителями (законными представителями); важно этично и разумно использовать полученную информацию как со стороны педагогов, так и со стороны родителей (законных представителей) в интересах детей;
4) индивидуально-дифференцированный подход к каждой семье: при взаимодействии необходимо учитывать особенности семейного воспитания, потребности родителей (законных представителей) в отношении образования ребенка, отношение к педагогу и ДОО, проводимым мероприятиям; возможности включения родителей (законных представителей) в совместное решение образовательных задач;
5) возрастосообразность: при планировании и осуществлении взаимодействия необходимо учитывать особенности и характер отношений ребенка с родителями (законными представителями), прежде всего, с матерью (преимущественно для детей младенческого и раннего возраста), обусловленные возрастными особенностями развития детей.
Для организации работы по взаимодействию с родителями используются как традиционные, так и нетрадиционные формы.
Совместная деятельность, направленная на педагогическое просвещение родителей, строится по четырем направлениям:
- информационно – аналитическое (анкетирование, тетради взаимодействия, паспорт семьи);
- познавательное (родительские собрания, психолого-педагогические гостиные, консультации, тренинги, «Педагогическая находка для родителей», психолого-медико-педагогические консилиумы);
- досуговое (совместные праздники и развлечения, участие в выставках и фотовыставках, участие в конкурсах, посещение музеев совместно с детьми»);
- наглядно-информационное (информационные стенды, оформление папок – передвижек, альбомов, уголки специалистов).
С текстом Программы можно ознакомиться на официальном сайте МДОУ «Детский сад 108» - https://sad-ptz108.ru/
Дошкольное образовательное учреждение работает по «Основной общеобразовательной программе дошкольного образования» (далее Программа).
Данная «Основная общеобразовательная программа дошкольного образования» (далее Программа) рассматривается как нормативно-управленческий документ, разработанный в соответствии с нормативными документами: - Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 - ФЗ «Об образовании в РФ», - Приказом МО РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», ФГОС дошкольного образования (от 17.10.2013 г. № 1155)- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования от 29.09.13г., Приказом от 25 ноября 2022 г. N 1028 «Об утверждении Федеральной образовательной программы дошкольного образования», - Федеральной образовательной программой дошкольного образования - ФОП ДО (приказ от 25.11.2022г. № 1028), - Постановление от 28 января 2021 года N 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», - Приказом Министерства Просвещения РФ от 31 июля 2020 года N 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования».
Программа спроектирована в соответствии с ФООП ДО, с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона и муниципалитета, образовательных потребностей и запросов воспитанников. Определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени дошкольного образования.
Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его разностороннее развитие, социальную адаптации и интеграцию в общество, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и качеств воспитанников. В программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современной научной «Концепции дошкольного воспитания», о признании самоценности дошкольного периода детства.
Программа содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, способствует реализации прав детей дошкольного возраста на получение доступного и качественного образования, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
В детском саду реализуются дополнительные авторские образовательные программы культурологической направленности «Дом», «Введение в предметный мир», а также физкультурно-спортивной направленности «Обучение дошкольников плаванию».
Ведущей целью Программы является – разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
Реализовать данную цель возможно при решении следующих задач:
- обеспечение единых для Российской Федерации содержания дошкольного образования и планируемых результатов освоения образовательной программы дошкольного образования;
- приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа - жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России; создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей;
- построение (структурирование) содержания образовательной деятельности на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей развития;
- создание условий для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учетом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребенка, его инициативности, самостоятельности и ответственности;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности;
- достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.
Программа рассчитана на детей младенческого возраста (до года), раннего (с года до трех лет) и дошкольного возраста (с трех до семи-восьми лет), а также на детей – инвалидов и детей с ОВЗ младенческого возраста (до года), раннего (с года до трех лет) и дошкольного возраста (с трех до семи-восьми лет).
Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей.
Главными целями взаимодействия педагогического коллектива ДОО с семьями обучающихся дошкольного возраста являются:
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов;
- обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОО и семьи; повышение воспитательного потенциала семьи.
Достижение этих целей должно осуществляться через решение основных задач:
1) информирование родителей (законных представителей) и общественности относительно целей ДО, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, о мерах господдержки семьям, имеющим детей дошкольного возраста, а также об образовательной программе, реализуемой в ДОО;
2) просвещение родителей (законных представителей), повышение их правовой, психолого-педагогической компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья, развития и образования детей;
3) способствование развитию ответственного и осознанного родительства как базовой основы благополучия семьи;
4) построение взаимодействия в форме сотрудничества и установления партнерских отношений с родителями (законными представителями) детей младенческого, раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач;
5) вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс.
В дошкольном образовательном учреждении созданы необходимые условия для взаимодействия с родителями обучающихся. Педагоги самостоятельно выбирают педагогически обоснованные методы, приемы и способы взаимодействия с семьями обучающихся, в зависимости от стоящих перед ними задач. Сочетание традиционных и инновационных технологий сотрудничества позволяет педагогам ДОУ устанавливать доверительные и партнерские отношения с родителями (законными представителями), эффективно осуществлять просветительскую деятельность и достигать основных целей взаимодействия детского сада с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста.
Для организации работы по взаимодействию с родителями используются как традиционные, так и нетрадиционные формы.
Совместная деятельность, направленная на педагогическое просвещение родителей, строится по четырем направлениям:
- информационно – аналитическое (анкетирование, тетради взаимодействия, паспорт семьи);
- познавательное (родительские собрания, психолого-педагогические гостиные, консультации, тренинги, «Педагогическая находка для родителей», психолого-медико-педагогические консилиумы);
- досуговое (совместные праздники и развлечения, участие в выставках и фотовыставках, участие в конкурсах, посещение музеев совместно с детьми»);
- наглядно-информационное (информационные стенды, оформление папок – передвижек, альбомов, уголки специалистов).
С текстом Программы и ФОП ДО можно ознакомиться на официальном сайте МДОУ Детский сад 108 - https://sad-ptz108.ru/
В детском саду реализуются дополнительные авторские образовательные программы культурологической направленности «Дом», «Введение в предметный мир», а также физкультурно-спортивной направленности «Обучение дошкольников плаванию».
Численность обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета (в том числе с выделением численности обучающихся, являющихся иностранными гражданами) |
0 |
Численность обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации (в том числе с выделением численности обучающихся, являющихся иностранными гражданами) |
0 |
Численность обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов (в том числе с выделением численности обучающихся, являющихся иностранными гражданами) |
152 |
Численность обучающихся по договорам об образовании, заключаемых при приеме на обучение за счет средств физического и (или) юридического лица (далее - договор об оказании платных образовательных услуг) (в том числе с выделением численности обучающихся, являющихся иностранными гражданами) |
0 |
Численность обучающихся, являющихся иностранными гражданами |
0 |
Информация о специальных условиях для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Информация о специально оборудованных учебных кабинетах
Детский сад оборудован:
Кабинетом педагога — психолога оснащёнными необходимым оборудованием для индивидуальных и подгрупповых коррекционно – развивающих занятий с детьми, (в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья), дидактическими играми и игрушками, компьютером, принтером и пр.
Кабинетами учителей-логопедов (дефектологов) (9 кабинетов) оснащёнными мебелью, основным необходимым оборудованием для индивидуальных и подгрупповых коррекционно – развивающих занятий для лиц с ограниченными возможностями здоровья (в том числе детей- инвалидов), столами для пескотерапии с подсветкой, массажными столами, компьютером, зеркалом, набором компьютерных логопедических игр, дидактическими играми и игрушками. Материалом для постановки и автоматизации звуков, развития всех сторон речи и речевого дыхания, развития мелкой моторики, развития психических процессов.
Информация об объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Для обеспечения познавательного и речевого развития детей в ДОУ имеются: материалы и оборудование для организации познавательно-исследовательской деятельности; - 13 ноутбуков, проектор и экран, интерактивная доска (показ демонстрационного материала, мультфильмов, познавательных циклов по природе и социальному окружению), телевизоры во всех группах с интерактивным покрытием.
В детском саду функционирует сенсорная комната, в которой располагается: интерактивная световая панель «Разноцветная гроза», детский уголок с пузырьковой колонной, детский зеркальный уголок с пузырьковой колонной, сухой бассейн, песочный стол с подсветкой.
В группах созданы речевые, познавательно-исследовательские центры и центры природы, обеспеченные необходимыми пособиями, играми и оборудованием.
Художественно-эстетическое развитие: - музыкальный зал (фортепиано, баян, аккордеон, музыкальный центр, DVD плеер, музыкальные инструменты, фонотека, игрушки, ирма для кукольного театра, наборы кукол, костюмы, декорации и др.) - уголки по изодеятельности в группах (наглядные пособия, репродукции, образцы народных промыслов, различный материал и оборудование для продуктивных видов деятельности).
Для социально-личностного развития ребенка организованы: - уголки социально-эмоционального развития детей (в группах) и центры психологической разгрузки, имеется оборудование для организации сюжетно-ролевых игр с учетом полоролевой идентификации; - музейно-образовательное пространство «Крестьянская изба» (предметы народного быта, образцы народных промыслов и др.). В группах созданы центры гражданско-патриотической направленности.
Информация о библиотеках, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Библиотечный фонд составляет – 1902 экземпляра, из них детских книг –500 экземпляров. Библиотечный фонд состоит из методической и детской художественной литературы. Библиотека для педагогического персонала расположена в методическом кабинете, кабинетах специалистов, в каждой группе. Детская художественная литература размещена в каждой группе, подобрана соответственно возрасту детей, (в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья).
Информация об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Детский сад оборудован:
Спортивным залом для организации физкультурных занятий, двигательной деятельности детей, (в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей- инвалидов), спортивных праздников и развлечений, соревнований, корригирующей гимнастики. Зал оснащен в достаточном количестве разнообразным спортивным инвентарем и спортивным оборудованием: мячами, скакалками, гантелями, мягкими модулями, обручами, корригирующими ковриками, шведскими стенками, спортивным уголком, детскими тренажерами, скамейками, оборудованием для баскетбола.
Залом лечебной физкультуры, где размещены: мягкий модуль, бассейн для сухого плавания, тренажеры, батут, фитбол, беговая дорожка.
Плавательным бассейном оборудованным подъёмником для детей – инвалидов, также в бассейне имеется различное оборудование для плавания: нудлы, гантели, нарукавники, плавательные круги и др.
В группах детского сада созданы центры для физического развития, где представлено спортивное оборудование, позволяющее решать оздоровительные задачи и задачи, направленные на двигательную активность воспитанников.
Медицинским блоком, который включает в себя: медицинский кабинет; прививочный кабинет, изолятор; зал лечебной физкультуры (мягкий модуль, бассейн для сухого плавания, тренажеры и т.д.); массажный кабинет; кабинет физио-тепло-водолечения.
Спортивной площадкой на территории — для организации и проведения физкультурных занятий на улице, гимнастики, спортивных соревнований с детьми, (в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей- инвалидов). Она оснащена полосой препятствий, оборудованием для лазания, для развития баланса и координации движений и полем для игры в баскетбол и футбол. Имеется выносное оборудование для подвижных, спортивных игр и упражнений (игр с мячом, тенниса, бадминтона, скакалки, самокаты и пр).
Развивающая предметно-пространственная среда групп нашего учреждения достаточно содержательно-насыщенная, эстетически оформлена, легко трансформируется в зависимости от образовательной ситуации и интересов, и возможностей детей.
Пространство групп разделено на центры активности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности воспитанников с ОВЗ.
Расположение мебели, игрового и другого оборудования отвечает требованиям охраны жизни и здоровья детей, санитарно-гигиеническим нормам, принципам функционального комфорта, что позволяет детям свободно перемещаться в пространстве группы и других помещений ДОО. Развивающая предметно-пространственная среда групп имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию.
Насыщенность среды соответствует возрастным и индивидуальным особенностям детей, имеется разнообразие материалов, оборудования, инвентаря, что обеспечивает игровую, познавательную, творческую, двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики.
Наличие различных пространств, а также разнообразие материалов, игр, игрушек и оборудования, периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов обеспечивают вариативность развивающей предметно-пространственной среды.
В группах созданы условия для успешной интеграции детей со сложной структурой в различные виды детской деятельности (изобразительная и конструктивно-модельная, игровая, физкультурно-оздоровительная, музыкальная, трудовая, театрализованная, опытно-экпериментальная, познавательно-исследовательская). Мобильность среды позволяет детям со сложной структурой нарушений свободно передвигаться в пространстве. В группах все расположено таким образом, что дети имеют свободный доступ ко всем предметам развивающей предметно-пространственной среды и могут самостоятельно либо с помощью сопровождающих лиц реализовать себя в любом виде детской деятельности.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает реализацию образовательного потенциала пространства детского сада, в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления здоровья воспитанников, учета особенностей и коррекции их развития, а также обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Развивающая предметно-пространственная образовательная среда создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования, обеспечивает открытость дошкольного образования, а также создает условия для участия родителей в образовательной деятельности.
В детском саду оборудованы санитарно-гигиенические помещения во всех группах, а также произведена реконструкция центрального тамбура (центральная дверь открывается автоматически), заменены двери в музыкальном зале. Установлены мнемосхемы и произведена цветовая маркировка. По всему периметру детского сада вдоль стен установлены поручни.
О доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям в МДОУ Детский сад № 108 имеется у педагогов в методическом кабинете и в музыкальном зале.
Доступ к информационным ресурсам в сети Интернет обеспечивается автоматически по Wi-Fi-диапазону. Существующие ресурсы позволяют удовлетворить потребности администрации для ведения ежедневной текущей работы и для предварительной подготовки педагогов к образовательной деятельности (планирование, конспекты, изучение ресурсов сторонних сайтов по теме образовательной деятельности).
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям для воспитанников, в том числе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется под присмотром педагогов индивидуально или в подгруппе.
Самостоятельный доступ воспитанников к информационным системам и информационно-телекоммуникационным системам, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, не осуществляется.
Информация об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья ДОУ.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается самостоятельный доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – не предусмотрены.
Электронные образовательные ресурсы используются педагогами при организации образовательной и совместной деятельности с воспитанниками.
В детском саду для данной деятельности используются: интерактивные игры на развитие познавательных психических процессов и речевого развития, на формирование элементарных математических представлений воспитанников для детей от трех и до семи лет, а также ЭОР разработанные Центром «АДАЛИН» на развитие познавательных психических процессов и произвольности для воспитанников 5 – 7 лет. Педагоги ДОУ используют в образовательной деятельности с воспитанниками комплект ЭОР «МЕРСИБО»: «Начинаю говорить», «Звуковой калейдоскоп», «Игровая карусель», «Начинаю читать», «Работа над ошибками».
Учебные материалы, для воспроизведения которых используют электронные устройства, являются неотъемлемой частью современной системы образования и используются в нашем учреждении. Техническая инфраструктура информационной среды дошкольного учреждения используется в образовательном процессе и в управлении образовательным учреждением.
Имеющиеся электронные образовательные ресурсы дают возможность:
- подбирать иллюстративный материал к занятиям и для оформления стендов, групп, кабинетов;
- подбирать дополнительный познавательный материал к занятиям;
- знакомиться со сценариями праздников и мероприятий других дошкольных учреждений;
- знакомиться с опытом работы, наработками педагогов России и зарубежья посредством участия в профессиональных интернет сообществах, вебинарах;
- участвовать в дистанционных интернет конкурсах для педагогов и воспитанников;
- создавать электронное «портфолио»;
- оформлять документацию, отчеты и другую учебно-педагогическую документацию, презентации в программе Power Point для повышения эффективности образовательных ситуаций с детьми и педагогической компетенции у родителей.
Для планирования и организации образовательной и совместной деятельности с воспитанниками педагоги используют электронные образовательные ресурсы:
- http://razigrushki.ru «РазИгрушки» - сайт для детей и их родителей, которые заботятся о гармоничном развитии и воспитании своих детей
- http://www.baby-news.net – «Baby news» - Огромное количество развивающих материалов для детей, сайт будет интересен и родителям и детям
- http://www.zonar.info - «Оригами - Мир своими руками». Сайт посвящён древнему искусству складывания фигурок из бумаги. Здесь вы найдете схемы и видео схем складывания оригами
- http://www.detkiuch.ru – «Обучалки и развивалки для детей» их развития, воспитания, обучения и творчества. Здесь вы найдете статьи о детях, обучающие и развивающие программы для малышей и школьников, которые можно скачать бесплатно, а ребенок непременно захочет посмотреть детское обучающее видео, лучшие мультфильмы, сказки и книги, все игры для развития, разукрашки, картинки, песенки караоке и многое другое; посмотреть или добавить детские произведения (рисунки, стихи и т.п.); все самое необходимое для ребенка (интересные игрушки, софт, музыка, книги, игры ...)
- МУЛЬТИ-РОССИЯ
- Сайт о раннем развитии детей «Рай в шалаше» [Электронный ресурс]. http://homestead.narod.ru(свободный)
- Каталог детских сайтов [Электронный ресурс]. http://kinklub.com(свободный)
- «Ладушки» [Электронный ресурс]. http://ladushki.ru(свободный)
- «Детская игровая комната» [Электронный ресурс]. http://playroom.com.ru(свободный)
«Детский сад.Ру» [Электронный ресурс]. http://www.detskiysad.ru
- http://teremoc.ru/ Детский портал «Теремок»
- http://pochemu4ka.ru/ Детский портал «Почемучка»
- http://www.klepa.ru/- Детский портал «Клепа»
- http://owl21.ucoz.ru/ Развивающий центр школьников и дошкольников «СОВЁНОК»
Информация о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ.
Во время проведения обучающих ситуаций (НОД) и совместной деятельности с воспитанниками с инвалидностью и ОВЗ педагогами детского сада используются:
- звукоусиливающая аппаратура (магнитофоны, музыкальные центры, портативные беспроводные колонки),
- мультимедийные средства (проектор и экран),
- интерактивная панель и интерактивный стол,
- телевизоры с интерактивным покрытием (12 штук),
- ноутбуки (15 штук),
- цветовые песочные столы для повышения уровня восприятия учебной информации обучающимися с различными нарушениями. Для разъяснения отдельных вопросов изучаемой темы педагоги дополнительно проводят групповые и индивидуальные обучающие ситуации, в том числе с использованием сети Интернет.
Информация об использовании при реализации образовательной программы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
В дошкольном образовательном учреждении ЭО и ДОТ используются в образовательном процессе с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья и детьми - инвалидами, которые не имеют возможности регулярно посещать МДОУ Детский сад № 108 (находящихся в медицинских учреждениях, санатории), а также в период лакдауна (пандемии).
Целью организации обучения с использованием ЭО и ДОТ является предоставление воспитанникам возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту его временного пребывания (нахождения). Обучение организуется в удобное для воспитанника и педагогов время с учетом требований СанПина.
При реализации Адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в детском саду применяются разные модели обучения:
- Индивидуальное обучение в режиме онлайн (электронное обучение). Во время онлайн-обучения ребенок вместе с родителями «общается» с педагогом в прямой трансляции, слушает его, выполняет задания, обменивается файлами (видео, презентации). Педагог отвечает на вопросы детей и родителей, сам задает вопросы. Педагог организует обучение в режиме реального времени через Zoom, Skype и социальные сети.
- Дистанционное обучение через интерактивные учебные материалы. Дистанционное обучение через интерактивные учебные материалы организуется двумя путями:
1) использование имеющихся в образовательной организации электронных дидактических игр и материалов;
2) использование интернет - ресурсов.
- Самостоятельная работа родителей с детьми на основе обратной связи с педагогом через электронную почту, интернет-мессенджеры, социальные сети.
В остальных случаях ЭО и ДОТ при взаимодействии с воспитанниками не используется.
Электронное обучение в ДОУ предусмотрено для педагогического и административного состава: использование интернет - ресурсов для подготовки занятий, развлечений, самообразования педагогических работников, а также прослушивания вебинаров, прохождения дистанционных курсов повышения квалификации, профессиональной переподготовки.
- Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации http://www.mon.gov.ru
- Официальный сайт Федерального института развития образования www.firo.ru
- Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
- Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» http://window.edu.ru
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru
- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
- Логопед Профи | Центр Развития Ребенка Олеси Жуковой ...https://www.logopedprofi.ru/
- МААМ.RU https://www.maam.ru/
- Развивающий портал «Мерсибо» https://mersibo.ru/
- Образовательный портал «Продленка» https://www.prodlenka.org/
- Единый урок. рф онлайн-площадка https://www.xn--d1abkefqip0a2f.xn--p1ai/
- Сетевое издание «Фонд Образовательной и Научной Деятельности 21 века» https://www.fond21veka.ru/
- «Инфоурок» https://infourok.ru/
- Дошколенок.ру https://dohcolonoc.ru/
Образовательная социальная сеть nsportal.ru https://nsportal.ru/
Национальная Родительская Ассоциация https://nra-russia.ru/
- «Воспитатель» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
- «Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье» [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://doshvozrast.ru/metodich/metodich.htm
- Сайт о раннем развитии детей «Рай в шалаше» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
- Каталог детских сайтов [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
- «Ладушки» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
- «Детская игровая комната» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
- «Детский сад.Ру» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
- Журнал «Обруч» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.obruch.ru/index.php?id=8&n=7&r=8&s=25
- Детский портал «СОЛНЫШКО» http://www.solnet.ee
- МУЛЬТИ-РОССИЯ http://www.multirussia.ru
- Детский портал «Теремок» http://teremoc.ru/
- Детский портал «Почемучка» http://pochemu4ka.ru/
- Детский портал «Клепа» http://www.klepa.ru/
- Развивающий центр школьников и дошкольников «СОВЁНОК»
Сайты о детях с ограниченными возможностями здоровья:
- "Даунсайд Ап" - помощь детям с синдромом Дауна. Цель организации: служба помощи детям с раннего возраста. Сведения о заболевании. Описание действующих программ. Методические материалы. Просьбы о помощи.
http://www.childneurologyinfo.com/main.php
- Аутизм и детская неврология. Сайт посвящен вопросам обучения, лечения и сенсорной интеграции детей с неврологическими проблемами, а также просто основным принципам здорового образа жизни, которые крайне важно знать всем в сегодняшнем мире.
Форум родителей детей и взрослых с врождённым пороком сердца (dearheart.ru)
- Форум для родителей детей с врождённым пороком сердца, а также взрослых пациентов с ВПС. Обсуждаются вопросы диагностики, лечения пороков сердца, сопутствующие заболевания при ВПС, развитие детей с больным сердцем.
- «Живая нить» - детский экологический центр, действующий в Москве. Цель - обеспечение условий, при которых ребенок инвалид может быть интегрирован в общество наравне со своими сверстниками, получить профессиональные навыки, заниматься физкультурой и спортом. Большое внимание уделяется иппотерапии.
- Сайт Регионального Благотворительного Общественного Фонда "Иллюстрированные книжки для маленьких слепых детей" (и для детей с нарушениями зрения). autistic-society.narod.ru
– Общество помощи аутичным детям. На данном сайте содержится информация об аутизме и синдроме Аспергера, а также об имеющихся в городе Перми услугах для детей с аутизмом, их родителей и тех, кто осуществляет уход. Также содержится информация для специалистов.
- Программа развития муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Петрозаводского городского округа «Детский сад компенсирующего вида № 108 «Снежинка» на 2020 - 2025 годы
- Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие»
- Рабочая программа по образовательной области «Социально – коммуникативное развитие»
- Рабочая программа по образовательной области «Художественно - эстетическое развитие»
- Рабочая программа по образовательной области «Речевое развитие»
- Рабочая программа по образовательной области «Физическое развитие»
- Рабочие программы учителей - логопедов
- Рабочая программа по обучению дошкольников плаванию
- Рабочая программа по музейно-образовательной деятельности "Введение в предметный мир"
- Рабочая программа по музейно-образовательной деятельности "Дом"
- Рабочая программа коррекционно - педагогической деятельности по готовности к школьному обучению
- Рабочая программа коррекционно - педагогической деятельности по эмоционально - волевой сфере
- Организация режима пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении